Самый популярный — получение казахстанских номеров. Однако это приводит к вытеснению с рынка местных предпринимателей. Еще одну схему предложили в Минтрансе Белоруссии: тягач меняют на границе, а прицеп продолжает движение в пункт назначения.
Сражен, но не сломлен
«Те санкции, которые наложили сегодня на Россию, практически поломали всю логистику в нашей стране. И мы вынуждены искать новые логистические коридоры, — признал министр транспорта Виталий Савельев.
Часть грузов уже переориентировали на морские порты, другие отправляют по железной дороге. Но полностью восстановить поставки не так просто. На автомобильные перевозки приходится значительная доля импортных товаров: продукты, одежда, мебель.
Пока бизнес налаживает транспортные цепочки, власти думают, как ответить на действия ЕС. Среди вариантов — перенять опыт Белоруссии, где ввели схему перецепок и перегрузов.
Метод спорный. Дальнобойщики и без того неделями стояли в очередях на границе. Кроме того, дополнительные расходы отразились на конечной стоимости товара. Но есть и положительный эффект — вытеснить белорусские компании с рынка стало сложнее.
Катайся — не хочу
В обращении Ассоциации международных автомобильных перевозчиков к правительству указано, что введенные ЕС ограничения освободили рыночную нишу по доставке российских грузов и теперь ее активно занимают иностранные автотранспортные компании.
Отсутствие конкуренции со стороны российских предпринимателей привело к увеличению тарифов. Например, если в начале года средняя цена на перевозку груза из Германии в центральные регионы России не превышала 3200 евро, то теперь она выросла до 15 тысяч. То же самое — в обратном направлении. Доставка товаров в страны ЕС обойдется в шесть-десять тысяч вместо прежних двух.
Чтобы продолжать работу и обойти европейские ограничения, российские бизнесмены перерегистрируют фуры в Казахстане и с новыми номерами беспрепятственно пересекают границы Евросоюза.
Однако позволить себе релокацию могут не все, да и соседи гостям не очень рады. Местные предприниматели уже ощутили нехватку «дозволов» — разрешений, которые выдает Минтранс. СМИ сообщают, что квоты, предназначенные казахстанцам, получают россияне, причем не всегда легально.
В Казахстане действовала норма, запрещающая ввозить в страну груз, который прицепили в третьей стране. Недобросовестным предпринимателям грозил штраф до 230 тысяч рублей. Но для россиян и белорусов это правило отменили.
Работает — не ломай
«Цепочки поставок трансформируются. Непрерывно идет поиск новых маршрутов. Пример — активный рост перевозок через Турцию и Иран. Часть исторически автомобильных направлений полностью или частично заменяют на железнодорожный и морской транспорт», — рассказывает директор по транспортной логистике Tablogix Сергей Левченко.
Методом проб и ошибок, продолжает он, встречая новые сложности и ограничения, рынок саморегулируется и пытается нащупать самые простые и стабильные маршруты.
Левченко отмечает, что главная трудность автоперевозок между Россией и Европой — это снижение объема грузов из-за санкций. Кроме того, ограничения установили по таможенным кодам без указания товара, что привело к двоякому толкованию запретов и большим очередям на границах.
Эксперты уверены, что сейчас крайне важно избегать любого ужесточения мер в отношении ввоза продовольствия. Грубое вмешательство приведет к еще большему удорожанию логистики и сокращению доступности отдельных товаров. Если же не вставлять палки в колеса, бизнес со временем найдет способы вернуть на российский рынок значительную часть импорта.
Источник: РИАН